А у нас в квартире газ, а у вас? А у нас Халк!
Довольно странное название этой записи говорит о том, что хотел я сделать пряжку на колчан из меди методом наращивания в гальванической ванне, а получилось, что как оыбчно отлил её из олова. Собственно как отливать пряжки я ещё напишу, и там будет настоящий мастеркласс с отличным результатом! А этот пост про вариант изготовления, который должен был быть основным, а стал запасным.
Как обычно будет очень много больших и красивых фоток с текстом, Траффик 4,7Mb
Ткнуть, чтоб посмотреть как я делал вот такую медную пржяку (на переднем плане)
Началось всё с придумывания собственно формы пряжки. Так как на колчане у меня феникс, то резонно предположить, что и на пряжке должен быть тоже феникс. После различных поисков формы на бумаге, я и заворачивал бедную птицу в кольцо и всячески издевался над ней стилизуя, но в конце концов мне пришлоа в голову мысль, что из пряжки будут отходить три ремня два из них будут символизиировать распахнутые крылья и на них я сделаю соответствующий узор, а третий будет как бы хвостом. в результате феникс по задумке должен будет парить прямо на груди.
Вот как то так я нарисовал:

Видно, что начинал я с головы а на хвост не хватило листочка и пришлось подгибать. Вот именно такие эскизы почему то в результате претворяются в жизнь.
Затем довольно долго и внимательно я вылепливал из пластилина саму пряжку. Что-то я упростил, что-то усложнил, добавил объём.
В итоге вышла вот такая мастер модель:

Пряжка достаточно мелкая, поэтому детали прорабатывать и поверхности выглаживать в мастер модели мне было лениво, всё равно после заливки гипса неизбежно будут небольшие огрехи и пряжку всё равно придётся дорабатывать напильником. При изготовлении модели надо учитывать, что мы с неё будем делать форму, и форма эта должна сняться. то есть все углы должны быть сделан так, чтобы пластилин, а в последствии металл в форме не заклинило.
Затем я подготовил форму. Для тех кто не работал с гипсом расскажу чуть подробнее, для материала формы лучше всего использовать одноразовые картонные коробки из под сока/молока у них достаточно плотный картон, чтобы держать гипс и глянцевая непромокаемая поверхность внутри, которая отлично отлипает от гипса и края формы получаются очень ровные и гладкие. в общем от 2-x литровой коробки с соком я отрезал кусок и прибил его на мебельный степлер к фанерке основанию. В этом основания я просверлил отверстия для проводников и сразу заложил туда медные проволочки, которые будут подводить электричество к поверхности.

Далее предстояло залить всё это гипсом. Гипс при помешивании деревянной палочкой засыпается в воду из такого расчёта, чтобы раствор напоминал по консистенции сметану. потмо этой же деревянной палочкой нужно постараться вытравить все пузырьки из раствора и потом начать аккуртано обмазывать мастер-модель. Обмазывать нужно быстро и внимательно, чтобы у поверхности модели, особенно в её западающих частях не образовалось воздушных карманов. эти пузыри не всплывут наружу, а останутся в толще гипса. Обмазывать можно кто чем горазд, я воспользовался зубочисткой и пальцами )

Оставшийся гипс смело выливаем до нужного уорвня.

Кстати, стоит обратить внимание, что гипс я замешиваю в резиновой чашке (продаётся недорого в строительных магазинах) Дело в том, что остатки гипса нельзя выливать в канализацию, это неизбежно приведёт к её засорению. И мыть чашку от остатков гипса тоже не стоит. Поэтму мы просто ждем когда гипс схватится и изгибая чашку ломаем его на кусочки и он прекрасно отходит от стенок и выбрасывается в мусор. отмывать руки и чашку от налёта уже схватившегося гипса уже не так критично для наших труб.
Через 20 минут гипс уже достаточно схватился и мы освобождаем кубик от формы, просто разрезав её.

Пока гипс влажный форму можно немного подровнять каким-нибудь ненужным ножом или скальпелем. он отлично режется и форме можно придать несколько округлые угля для удобства. Кстати уже схватившуюся но недостаточно застывшую гипсовую форму не возбраняется мыть и заглаживать краешки руками, только будьте осторожны и не повредите поверхность, которая будет лицевой. Пластилин вынимаем уже после того как гипс наберёт достаточную твёрдость и перестанет царапаться ногтём. Я извлёк модель довольно аккуратно, поскольку хотел сделать с неё ещё одну форму на этот раз для отливки из олова. (как оказалось - это было отличное решение, спасшее несколько вечеров труда по вылепливанию мастер модели).

Как я выяснил уже сейчас дальше и произошла ошибка повлиявшая на качество результата. Гипсовую форму надо было тщательно высушить и пропитать её поверхность воском, чего я не сделал и в результате как будет видно ниже получил неожиданный результат.
А пока я этого не знаю, я преспокойно закрепляю на поверхности формы кольцо проводник для более равномерного подведения электрического потенциала на поверхность.

Потом всё было задуто графитовым спреем, купленным в радиотоварах.
когда спрей высох, поверхность стала из белой - тёмно-серой с серебристым отливом. Очень приятный цвет!

потом вся конструкция была загружена в двухлитровую ванночку, на самом деле это ёмкость для пищевых продуктов, которую я купил в хозтоварах.туда же был засунут лист меди, который и будет донором для моей пряжки. К минусу блока питания я подключил проводник ведущий к моей модели, а к плюсу медный лист.

Затем я налил электролит и включил блок питания, по началу я прикинул какая площадь у моего проводника на текущий момент и врубил ток в 0,4 ампера.

А на поверхности электролита можно увидеть то, из за чего в итоге получился результат, который меня не устроил. Это пузырики воздуха, которые выделял гипс всё время пока находился в ванночке. По началу я подумал, что это выделяется водород, но после отключения электричества - выделение пузырьков не прекратилось. Я не придал этим пузырикам особенного значения, и как выяснилось - очень зря!
Постепенно вокруг проводника начал нарастать слой меди и затягивать поверхность, покрытую графитом.

Вот тут я попытался это сфотографировать сквозь толщу электролита.
По мере затягивания поверхности я увеличивал ток, и когда поверхность была полностью затянута (через сутки) я поднял его до 1,6 ампер то есть (2 ампера на квадратный дециметр) Медь начала быстро осаживаться. я периодически залазил в ванночку палочкой и смахивал с поверхности предательские пузырики воздуха. Заодно и вычитал на просторах интернета, откуда они взялись.
В итогде после трёх суток почти полностью растворилась медная пластина-донор с которой осаживалась медь. и форма с наросшим слоем меди была извлечена из ванночки. По моим расчётам выходило, что там наросло примерно 1 миллиметр толщины, и это в последствии подтвердилось. Не врал старик Фарадей.

На получившемся результате виден приятный бархатистый розовый слой мелких кристалликов меди. но так же видны и каверны, прорехи аж до графитового слоя, там где были пузырьки воздуха. К этому моменту у меня уже были отлиты из олова пряжки в запасную форму (ждём мастеркласс). и было решено прекратить эксперимент, не переводить больше медь и подвести неутешительный результат.
Лист меди достаточно легко отвалился от формы, прихватив частично за собой гипс, так что форму уже невозможно было использовать повторно.
Вот такой вышел результат:

Видны серьёзные выбоины на поверхности, видимо они образовались из-за выходящего из гипса воздуха, который выдавил едва наросшую на на поверхность тонкую фольгу.
Растроенный неудачей я всё же решил отрезать пряжку от формы и начистить латунной щёткой, чтобы вы сравнили результат с тем, что я отлил из олова.

По цвету мне очень нравится результат! Это именно такой феникс, каким я его видел в эскизе. Но по качеству поверхности, увы - он сильно не достигает запланированных результатов.
После фильтрации электролита - на фильтре видно как осел медный шлам, это остатки от той самой медной пластины, с которой медь осаживалась на пряжку.

Если бы всё пошло как запланировано, то я бы наращивал медь ещё недели две, пока не получился бы слой меди толщиной в 3-4 мм. Но зато теперь у вас есть этот обзор, а у меня бесценный опыт как не надо делать.
PS. Ещё я попробовал меднить оловянные отливки, но почему то результат не впечатлил, меднение происходит фактически сразу, но слой меди где-то чистый и блестящий, а где то серовато тёмный и не поддающийся наполировыванию. причём на нагар непохожий ни по месту выделения ни по цвету. По идее наращивать медь на олово нельзя, потому что олово стоит в ряду напряжённости металлов ниже водорода и поэтому при электролизе на поверхности должен образовываться помимо меди ещё и водород, который видимо и дал тёмный налёт.может попробовать сначала слой графита?
Как обычно будет очень много больших и красивых фоток с текстом, Траффик 4,7Mb
Ткнуть, чтоб посмотреть как я делал вот такую медную пржяку (на переднем плане)

Вот как то так я нарисовал:

Видно, что начинал я с головы а на хвост не хватило листочка и пришлось подгибать. Вот именно такие эскизы почему то в результате претворяются в жизнь.
Затем довольно долго и внимательно я вылепливал из пластилина саму пряжку. Что-то я упростил, что-то усложнил, добавил объём.
В итоге вышла вот такая мастер модель:

Пряжка достаточно мелкая, поэтому детали прорабатывать и поверхности выглаживать в мастер модели мне было лениво, всё равно после заливки гипса неизбежно будут небольшие огрехи и пряжку всё равно придётся дорабатывать напильником. При изготовлении модели надо учитывать, что мы с неё будем делать форму, и форма эта должна сняться. то есть все углы должны быть сделан так, чтобы пластилин, а в последствии металл в форме не заклинило.
Затем я подготовил форму. Для тех кто не работал с гипсом расскажу чуть подробнее, для материала формы лучше всего использовать одноразовые картонные коробки из под сока/молока у них достаточно плотный картон, чтобы держать гипс и глянцевая непромокаемая поверхность внутри, которая отлично отлипает от гипса и края формы получаются очень ровные и гладкие. в общем от 2-x литровой коробки с соком я отрезал кусок и прибил его на мебельный степлер к фанерке основанию. В этом основания я просверлил отверстия для проводников и сразу заложил туда медные проволочки, которые будут подводить электричество к поверхности.

Далее предстояло залить всё это гипсом. Гипс при помешивании деревянной палочкой засыпается в воду из такого расчёта, чтобы раствор напоминал по консистенции сметану. потмо этой же деревянной палочкой нужно постараться вытравить все пузырьки из раствора и потом начать аккуртано обмазывать мастер-модель. Обмазывать нужно быстро и внимательно, чтобы у поверхности модели, особенно в её западающих частях не образовалось воздушных карманов. эти пузыри не всплывут наружу, а останутся в толще гипса. Обмазывать можно кто чем горазд, я воспользовался зубочисткой и пальцами )

Оставшийся гипс смело выливаем до нужного уорвня.

Кстати, стоит обратить внимание, что гипс я замешиваю в резиновой чашке (продаётся недорого в строительных магазинах) Дело в том, что остатки гипса нельзя выливать в канализацию, это неизбежно приведёт к её засорению. И мыть чашку от остатков гипса тоже не стоит. Поэтму мы просто ждем когда гипс схватится и изгибая чашку ломаем его на кусочки и он прекрасно отходит от стенок и выбрасывается в мусор. отмывать руки и чашку от налёта уже схватившегося гипса уже не так критично для наших труб.
Через 20 минут гипс уже достаточно схватился и мы освобождаем кубик от формы, просто разрезав её.

Пока гипс влажный форму можно немного подровнять каким-нибудь ненужным ножом или скальпелем. он отлично режется и форме можно придать несколько округлые угля для удобства. Кстати уже схватившуюся но недостаточно застывшую гипсовую форму не возбраняется мыть и заглаживать краешки руками, только будьте осторожны и не повредите поверхность, которая будет лицевой. Пластилин вынимаем уже после того как гипс наберёт достаточную твёрдость и перестанет царапаться ногтём. Я извлёк модель довольно аккуратно, поскольку хотел сделать с неё ещё одну форму на этот раз для отливки из олова. (как оказалось - это было отличное решение, спасшее несколько вечеров труда по вылепливанию мастер модели).

Как я выяснил уже сейчас дальше и произошла ошибка повлиявшая на качество результата. Гипсовую форму надо было тщательно высушить и пропитать её поверхность воском, чего я не сделал и в результате как будет видно ниже получил неожиданный результат.
А пока я этого не знаю, я преспокойно закрепляю на поверхности формы кольцо проводник для более равномерного подведения электрического потенциала на поверхность.

Потом всё было задуто графитовым спреем, купленным в радиотоварах.
когда спрей высох, поверхность стала из белой - тёмно-серой с серебристым отливом. Очень приятный цвет!

потом вся конструкция была загружена в двухлитровую ванночку, на самом деле это ёмкость для пищевых продуктов, которую я купил в хозтоварах.туда же был засунут лист меди, который и будет донором для моей пряжки. К минусу блока питания я подключил проводник ведущий к моей модели, а к плюсу медный лист.

Затем я налил электролит и включил блок питания, по началу я прикинул какая площадь у моего проводника на текущий момент и врубил ток в 0,4 ампера.

А на поверхности электролита можно увидеть то, из за чего в итоге получился результат, который меня не устроил. Это пузырики воздуха, которые выделял гипс всё время пока находился в ванночке. По началу я подумал, что это выделяется водород, но после отключения электричества - выделение пузырьков не прекратилось. Я не придал этим пузырикам особенного значения, и как выяснилось - очень зря!
Постепенно вокруг проводника начал нарастать слой меди и затягивать поверхность, покрытую графитом.

Вот тут я попытался это сфотографировать сквозь толщу электролита.
По мере затягивания поверхности я увеличивал ток, и когда поверхность была полностью затянута (через сутки) я поднял его до 1,6 ампер то есть (2 ампера на квадратный дециметр) Медь начала быстро осаживаться. я периодически залазил в ванночку палочкой и смахивал с поверхности предательские пузырики воздуха. Заодно и вычитал на просторах интернета, откуда они взялись.
В итогде после трёх суток почти полностью растворилась медная пластина-донор с которой осаживалась медь. и форма с наросшим слоем меди была извлечена из ванночки. По моим расчётам выходило, что там наросло примерно 1 миллиметр толщины, и это в последствии подтвердилось. Не врал старик Фарадей.

На получившемся результате виден приятный бархатистый розовый слой мелких кристалликов меди. но так же видны и каверны, прорехи аж до графитового слоя, там где были пузырьки воздуха. К этому моменту у меня уже были отлиты из олова пряжки в запасную форму (ждём мастеркласс). и было решено прекратить эксперимент, не переводить больше медь и подвести неутешительный результат.
Лист меди достаточно легко отвалился от формы, прихватив частично за собой гипс, так что форму уже невозможно было использовать повторно.
Вот такой вышел результат:

Видны серьёзные выбоины на поверхности, видимо они образовались из-за выходящего из гипса воздуха, который выдавил едва наросшую на на поверхность тонкую фольгу.
Растроенный неудачей я всё же решил отрезать пряжку от формы и начистить латунной щёткой, чтобы вы сравнили результат с тем, что я отлил из олова.

По цвету мне очень нравится результат! Это именно такой феникс, каким я его видел в эскизе. Но по качеству поверхности, увы - он сильно не достигает запланированных результатов.
После фильтрации электролита - на фильтре видно как осел медный шлам, это остатки от той самой медной пластины, с которой медь осаживалась на пряжку.

Если бы всё пошло как запланировано, то я бы наращивал медь ещё недели две, пока не получился бы слой меди толщиной в 3-4 мм. Но зато теперь у вас есть этот обзор, а у меня бесценный опыт как не надо делать.
PS. Ещё я попробовал меднить оловянные отливки, но почему то результат не впечатлил, меднение происходит фактически сразу, но слой меди где-то чистый и блестящий, а где то серовато тёмный и не поддающийся наполировыванию. причём на нагар непохожий ни по месту выделения ни по цвету. По идее наращивать медь на олово нельзя, потому что олово стоит в ряду напряжённости металлов ниже водорода и поэтому при электролизе на поверхности должен образовываться помимо меди ещё и водород, который видимо и дал тёмный налёт.может попробовать сначала слой графита?
Кислотой протравить эти места пробовали?